Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями. Посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий.
Свои первые шаги к будущей профессии дети делают в самом раннем детстве. Именно здесь они начинают «примерять» на себя роль врача, продавца, повара, водителя — представителей тех специальностей, с которыми чаще всего сталкиваются в повседневной жизни.
Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций.
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации. Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К.Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.
Задача дошкольного образовательного учреждения в том, чтобы не только познакомить воспитанников с разнообразным миром профессий, но и помочь детям соотнести свои интересы и увлечения с работой взрослых людей. Чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него.
Цель проведения: выстраивание в дошкольном образовательном учреждении целенаправленной, систематической работы по ранней профессиональной ориентации детей 6-7 лет.
Задачи работы с детьми 6-7 лет:
- расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);
- расширять и систематизировать представления о современных профессиях;
- расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;
- расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;
- формировать представление о видах производственного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессий.
Данная работа в нашем дошкольном учреждении организуется через следующие виды детской деятельности:
üсовместную деятельность взрослого с детьми:
üчерез образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной (групповая, подгрупповая, индивидуальная деятельность с детьми);
üчерез образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, игровая деятельность: сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные игры и т.д.)
üсамостоятельную деятельность детей;
üвзаимодействие с семьями воспитанников;
üорганизацию взаимодействия с учреждениями социума.
Дети отгадывали интересные загадки: «… Он готовит вкусно все и так хочется еще (повар), по автомобилям мастер и меняет он запчасти (автомеханик), хоть волнуется немножко, суетится и дрожит, но под гром аплодисментов свой талант раскрыть спешить (артист)…». Дети старшего дошкольного возраста с родителями готовили презентацию и рассказ о профессии родителей. Дети с гордостью рассказывали о деятельности своих родителей. Особенно отличался рассказ Саши П. о своих родителях, которые работают в управлении по защите населения и территории города Новокузнецка.
В подготовительной к школе группе воспитатели Елизарова Т.В, Киселева А.А. познакомила детей с профессиями, которые были раньше: крысолов, молочник, трубочист, фонарщик, человек-будильник.
Детиположительно относится к трудовой деятельностивзрослых. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней. Информационно-коммуникационные технологии предполагают моделирование различных профессиональных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать. Поэтому для формирования у детей представлений о разных профессиях педагоги используют в своей работе ИКТ. «Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть, ... быть капитаном, врачом и т.д.».
Проведена предварительная работа с детьми старшего дошкольного возраста и с родителями с старшей и подготовительной к школе группы. Это сюжетно-ролевые игры во всех возрастных группах, беседы с детьми по ознакомлению с профессиями взрослых, заучивание стихотворений о профессиях, заучивание пословиц и поговорок о профессиях,чтение художественной литературы – книги о профессиях, рассматривание иллюстраций, картин о профессиях, проведены дидактические игры с детьми «Угадай профессию», «Кому что нужно» и другие. Проведен просмотр мультимедийных презентаций.
Педагогами ДОУ проведена педагогическая работа с родителями:
üРекомендации родителям «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями».
üКонсультация для родителей «Знакомство с профессиями взрослых».
üПроведен фотоконкурс среди родителей ДОУ «Профессии наших родителей».
Выводы: чем разнообразнее представления дошкольника о мире профессий, тем этот мир ярче и привлекательнее для него. Реализация модели ранней профессиональной ориентации дошкольников позволит расширить информированность наших воспитанников о профессиях, поможет сформировать у них образ «Я – профессионал» и обеспечит преемственность в рамках непрерывного образования.
Работу по ранней профориентации необходимо проводить в системе с целью формирования у дошкольников эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставления ему возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Осуществить ориентацию детей на трудовую подготовку, повлиять на выбор востребованных профессий можно, если будут решены проблемы образовательной системы в целом. Важно научить ребёнка понимать, каким образом его мечта будет осуществимой, показать, что при выборе любой профессии нужно научиться приносить пользу себе и людям. Поэтому задача взрослых – поддержать мечту ребёнка и связать стремление к ней с желанием трудиться.
В подготовительной к школе группе прошел «Урок успеха». Воспитатели провели для них мастер-класс по приготовлению песочного печенья. Дети очень старались, раскатывали тесто, выбирали формочки, посыпали сахаром готовое печенье. «Юные кондитеры» узнали много нового, испытав массу положительных эмоций во время работы с тестом. Аромат выпечки разносился по всему детскому саду. Это было самое вкусное печенье, потому что сделано своими руками.